«Кинофестивалей на нашей планете очень много. Но не на всех есть призы за операторскую работу. Премия «Белый Квадрат» появилась в России как признание лучшего кинооператора года. И каждый год лучших из лучших выдвигают сами же операторы.
Последние годы в киноискусстве идет брожение умов. С одной стороны, съемочная техника достигла такого развития, что человек с высокой зарплатой и равнодушный к еде вполне может купить себе камеру и назвать себя оператором. С другой же стороны, очередная волна пандемии раскидала съемочные группы по российским городам. Сегодня как никогда удешевление кинопроизводства коснулось бюджетов фильмов и сериалов. И если актёрские звездные составы держат планку качества и зарплат, то продюсеры смело разглядывают видеоблогеров в надежде найти среди них талантливых кинооператоров. Мы же талантливых операторов отмечаем и громко о них говорим. И этот год не будет исключением», – прокомментировал Президент Гильдии Кинооператоров Союза Кинематографистов России Илья Демин
Номинанты Премии за лучшую операторскую работу в полнометражном художественном фильме:
Ирина Уральская - «Блокадный дневник» (реж. А. Зайцев)
Андрей Найдёнов - «Дорогие товарищи» (реж. А. Кончаловский)
Максим Жуков - «Спутник» (реж. Е. Абраменко)
Олег Лукичёв - «Северный ветер» (реж. Р. Литвинова)
Михаил Милашин - «На острие» (реж. Э. Бордуков)
Победитель в специальной номинации премии им. Сергея Урусевского «За вклад в операторское искусство» 2021 года уже объявлен – им стал заслуженный деятель искусств РСФСР Михаил Леонидович Агранович, известный своими работами в фильмах «Покаяние» (1984), «Крейцерова соната» (1987), «Приходи на меня посмотреть…» (2000) и многих других.
Премия «Белый квадрат» основана Гильдией кинооператоров Союза кинематографистов России в 2004 году при участии Министерства культуры Российской Федерации, Союза кинематографистов России, Российского Фонда Культуры и Кинокомпании "Альянс" и поддержке Национальной академии кинематографических искусств и наук России.